<< Предыдущая порция
Следующая порция >>
< Справочник-путеводитель >
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ:

Дзин


Дзин

Имя:

Дзин

Фамилия (род):

Такеда (версии)

Возраст:

20 лет

Национальность:

японец

Место рождения:

остров Хонсю / княжество Каи

Социальное положение:

ронин

Образование:

додзё боевого искусства Мудзюсин, учитель – Мария Энсиро

Дополнительное образование:

додзё в Михаре, учитель – Нива Дзюноскэ

Профессии:

наёмный телохранитель (ёдзимбо), игрок в сёги, уличный артист (трюки с оружием), повар, бейсболист

Семейное положение:

холост

Характер:

нордический, интроверт

Оружие и боевой стиль:

 
катана
 и
вакидзаси
, школа боевого искусства
Мудзюсин Кендзюцу

Костюм:

 
ги
,
хакама
,
дзори
 (сандалии),
амигаса
 (шляпа),
причёска
,
дзюдзю
 (чётки-браслет)

Символы и знаки:

 
рыба
,
очки
,
мон
,
Дзин как символ
– порядок, вода, прошлое,
Дзин – Муген – Фуу

Прототипы:

телохранители и ронины из японских сериалов и фильмов, Вишез («Cowboy Bebop»)
первое появление: Дзин в толпе

ИМЯ


«Дзин» в транскрипции Поливанова,
«Джин» в транскрипции Хепберна.
Он сам называет своё имя, представляясь противнику, которого посчитал достойным. Стоит отметить, что Муген тоже представился.
Классическая сцена: «Меня зовут … (Люк Валентайн, Клаус Барка etc)» – «Я запомню это имя»

Среди семи добродетелей бусидо «Дзин» (仁 / Jin) означает благожелательность, доброта, щедрость (benevolence).

Это имя можно перевести как:

© Tenar

Следует отметить, что ронин (бродячий самурай, самурай без господина) почти никогда не странствует под родовыми именем и фамилией. Так не принято.
Подчас это попросту невозможно: ронина могли изгнать из клана

Кроме того, прославлять лучше прозвище – тогда оно станет именем. Как, например, это получилось у Миямото Мусаси, который взял себе этот «псевдоним», хотя принадлежал он изначально к одному из самых славных самурайских родов в истории Японии.
Вполне возможно, «Дзин» – прозвище, звукоподражание.

Употреблением такого имени ронин демонстрирует, что к нему можно предъявлять только личные, и никакие другие, счеты, а так же, вероятно (но не факт) – что счеты к нему не являются счетами к его роду.
© Russell D. Jones + Tanuki

ФАМИЛИЯ (РОД)


моны на одежде Дзина

Такеда

Почему именно Такеда?


Несмотря на то, что семейное имя Дзина и принадлежность его к какому-либо клану так и не упоминается на протяжении всего сериала, есть достойный повод, чтобы дать ему имя Такеда.

Такеда – благородный аристократический клан очень древнего происхождения, потомки клана Минамото, завоевателей Хейке/Тайра и первых сегунов Японии. За сто лет до временного отрезка, в котором происходит действие «Samurai Champloo», они были одним из наиболее могущественных самурайских кланов, известным боевой силой своей армии и в особенности – прославленной кавалерией. Под предводительством сильнейшего воина клана, Такеды Сингена, они наравне с Нобунага и Токугава претендовали на трон Японии, и если бы все случилось иначе, сам Синген стал бы сегуном. Но дела пошли не лучшим образом...

Клан Такеда


мон Такеда

Эмблема из четырех ромбов на одежде Дзина – это мон или ка-мон: семейный герб, во многом сходный с геральдическими гербами и рисунками на щитах, использовавшимися в Великобритании и Европе в рыцарские времена. Если быть точным, это мон клана Такеда. И другие дома использовали этот дизайн, но именно Такеда – наиболее известный и подходящий в данной ситуации.
Четыре бубны символизируют девиз Сингена: «Скорый, как ветер; бесшумный, как лес; яростный, как пламя; надежный, как скала», который был взят из записей китайского стратега Сун-Цзы («Искусство войны») и стал вдохновением клана.
© in between days«The Cast of Samurai Champloo» – Amalgam Fansite

Такеда Синген


В 17-м веке Синген стал одним из самых цитируемых исторических личностей в «Хагакурэ» – книге о том, каким должен быть истинный самурай. Скажем, юноше, сказавшему, что перед боем он даже забыл жену и семью, Синген рассержено ответил: «Истинный самурай никак не может забыть жену и семью, когда идет в бой, потому что истинный самурай вообще о них никогда не думает!
© Tenar

«Японцы считают Такэду одним из самых лучших полководцев в своей истории. Существует множество легенд и преданий, основанных на исторической хронике семьи Такэда «Коё гункан», повествующих о его подвигах, бесстрашии и воинском таланте. Он был популярен среди самураев, с которыми переносил все опасности и лишения службы, и среди крестьян, которые звали его Сингэн-ко — Принц Сингэн. Он покровительствовал боевым искусствам и проповедовал благородство в бою, невозмутимость и дзэнское хладнокровие в самых тяжелых ситуациях».
© «Япония сегодня»

Такеда — Ходжо


Юкимару

Состоящий из трех треугольников мон, который носит Юкимару в 16/17 сериях, является эмблемой благородного дома Ходжо, который соседствовал с Такеда и на протяжении долгого времени был то их союзниками, то – врагами. Таким образом, тот факт, что Юки и Дзин представлены в качестве бывших друзей, можно рассматривать как проекцию возможных взаимоотношений их семей.
© «The Cast of Samurai Champloo» – Amalgam Fansite

ВОЗРАСТ


20 лет.
(согласно информации на официальных сайтах)

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ


Японец.

МЕСТО РОЖДЕНИЯ


Tenar предлагает несколько версий.
Первая – остров Хонсю. Т.е. Самый большой, основной. Точнее вряд ли получится узнать. Но это, в принципе, не столь важно. Важно то, что Дзин – традиционен начиная с места рождения и семьи (знатный род с богатой историей, постепенно обнищавший).

С другой стороны, если исходить из того, что Дзин – Такеда, то можно предположить, что он родился в княжестве, которое несколько столетий принадлежало его роду – Каи. Это территория современной префектуры Яманаси и часть префектуры Нагано.

карта префектур
(cм. район под цифрой 15)
© «Sengoku Judai»

Яманаси – одна из самых маленьких и внешне неприметных префектур Японии. Она расположена почти в самом центре горной цепи Японских Альп на острове Хонсю и отделена горами и от Тихого океана, и от Японского моря. Даже климат здесь, в отличие от других местностей Японии, напоминает континентальный, с заметной разницей летних и зимних температур.

Название префектуры – Яманаси – не слишком на слуху в Японии, хотя саму ее без большой натяжки можно назвать «пятизвездочной» в прямом и переносном смысле этого слова. И в первую очередь потому, что она обладает подлинными жемчужинами японской природы. Яманаси делит пополам с Сидзуокой священную гору японцев Фудзи: граница между этими префектурами проходит как раз через пик этого потухшего вулкана, ставшего символом Страны восходящего солнца. С той же Сидзуока делит Яманаси и самый известный национальный парк (природный заповедник) Фудзи-Хаконэ-Идзу. На территории Яманаси расположены также национальные парки Титибу-Тама и Южные Альпы. А северное подножье Фудзи, находящееся в полном владении Яманаси, украшено природным ожерельем из пяти озер Фудзи (Фудзи гоко). В префектуре расположено главное святилище буддийской секты нитирэн — храм Минобусан.
Административный центр префектуры — г. Кофу. С ХVI в. развивался как призамковый город клана Такэда. В эпоху Эдо был важным пунктом на почтовом тракте Косю кайдо.
© «Япония сегодня»

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


Ронин

Первоначально, в период формирования японской феодальной системы, «ронинами» (дословное: «бродягами») называли людей, не связанных с землёй и господином, выпавших из общества. В противоположность им жители, постоянно жившие на одном месте, назывались «донин», или «домин».
Позднее термин «ронин» стали применять к самураям, утратившим вассалитет и место в своей организации в силу добровольного ухода из неё, изгнания воина из самурайского клана или роспуска вассалов умершего (убитого) князя.
Одни из них становились разбойниками – другие шли на службу в частные владения (сёэн) или становились наёмниками (сохэй) при крупных буддийских храмах.

Тяга ронинов в сёэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними даймё, стремившимися урвать для себя лучшие земли – с другой, привели к созданию нового сословия общества, оторванного от экономики, – сословия самураев, или воинов (буси или букэ).
© «Айкидо и Путь Самурая»

В период, когда сословие самураев уже сформировалось, ронины не исчезли, ведь их существование напрямую обусловлено существование сложной регламентированной системы. С другой стороны, порядок наследования, соблюдение обязательств перед господином и другие правила соблюдаются лишь тогда, когда существует наказание в виде изгнания, отторжения «дурной» части общества.

Кроме того, ронинами становились добровольно – чтобы получить право на поступки, которые могут запятнать честь клана, или из-за разногласий внутри клана. При этом ронин мог со временем присоединиться к другому клану. Или остаться разбойником, наёмным учителем или телохранителем.
Так или иначе, ронины оставались «на периферии» воинского сословия, и потому не лишались права носить оружие.

В любом из множества случаев ронина отличает свобода (в рамках закона, разумеется), а значит, отсутствие защиты и поддержки. Ронины, как правило, блестяще владели боевыми искусствами, но не ради искусства, а для того, чтобы иметь шанс дожить до следующего дня. При этом представления о чести, которым они следовали, зависели исключительно от их личного выбора.
© Russell D. Jones

ОБРАЗОВАНИЕ


Дзин в додзё Мудзюсин

Додзё Мудзюсин
Основатель – Харигая Усаи Сэкиун, учитель – Мария Энсиро.
Подробнее о додзё Мудзюсин см. в описании серий #24-26.

«Школа фехтования под названием Мудзюсин действительно существовала в Японии, хотя даже во времена своего расцвета не могла похвастаться большой известностью и популярностью. Основал её около 1640 года Сэкиун Харигая, после смерти которого место наставника занял Итиун Одагири. Школа прекратила существование со смертью своего третьего и последнего учителя по имени Мария Энсиро, примерно через 70 лет после основания».
© «Википедия»

Додзё Мудзюсин, по всей видимости, стало одним из многих, сломавшихся под влиянием сёгуната.

В додзё Дзин был лучшим учеником со всеми вытекающими отсюда последствиями: отчуждённость ровесников, одиночество, репутация бойца, с которым лучше не связываться. Учитель настолько высоко ценил его способности, что планировал сделать Дзина своим преемником.

Но как это часто случается, Дзин был лучшим не только в тренировках, но и в помыслах. Принципиальный и несгибаемый, он не смог бы принять и малейшего отступления от «пути воина». Это было очевидно, и таким образом, из лучшего ученика Дзин превратился в серьёзную угрозу для тех, кто планировал преобразовать додзё, превратить его в школу не самураев, но убийц.
Выбора у Марии Энсиро не было. И у Дзина тоже – его слишком хорошо научили обороняться и убивать.

Существует вполне обоснованное предположение, что учитель поддался Дзину, «пожалел» его или же чувствовал себя неправым, и поэтому не смог победить. А возможно, Дзин в самом деле был лучшим.
© Russell D. Jones

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Дзин в додзё Нива Дзюноскэ

Додзё в Михаре, учитель – Нива Дзюноскэ.
Ещё одно додзё, переставшее существовать под влиянием централизованной власти (что вполне оправданно: какому правителю нужна школа прекрасно натренированных бойцов со своей, отличными от общепринятой, точкой зрения на происходящее в стране?)
По всей видимости, Дзина направили к Ниве Дзюуносуке, когда он уже учился у Марии Энсиро.
Нива, по собственному его выражению, «дал ему всё, что мог», после чего отослал обратно – но, у них успели сложиться уважительные и даже дружеские отношения.

Тогда же Нива попросил Дзина позаботиться, в случае смерти Нивы, о его сыновьях-близнецах. Что вышло из мальчиков, понятно по 18-й серии. Но Дзин всё же попытался хоть как-то выполнить просьбу учителя.
© Russell D. Jones

ПРОФЕССИЯ


Наёмный телохранитель (ёдзимбо)


Дзин-ёдзимбо


От случая к случаю и с явной неохотой, поскольку эту профессию нередко путают с профессией наёмного убийцы – да и найти господина, достойного себя, не так легко. Особенно если не искать специально.

Игрок в сёги


5-я серия: Дзин-игрок

Способен играть ночь напролёт – жаль, что ему редко попадались достойные противники, способные сделать серьёзную ставку!

Уличный артист (трюки с оружием)


8-я серия: Дзин-уличный артист

Он сделал это так, как будто всю жизнь рубил яблоки на головах девочек на пару с похмельным окинавцем – при том, что сам чувствовал себя не очень хорошо.
Надо полагать, он согласился использовать свой меч для ТАКОЙ цели по причине вышеупомянутого похмелья: ему было слишком муторно, чтобы спорить, и есть-пить хотелось.

Повар


11-я серия: Дзин-повар

Готовить Дзин явно не умеет. Вообще.

Бейсболист


23-я серия: Дзин-бейсболист

Неслабый потенциал. Но физическая подготовка несколько подкачала.
© Russell D. Jones

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ и сексуальная ориентация


Холост,
но, прошу обратить внимание, совсем даже не девственник и даже наоборот!

11-я серия: Дзин и Сино

При всей своей несомненной романтичности, Дзин не имеет ничего общего с героями типа:

Если девственность хранить под семью замками –
Можно мамонтов душить голыми руками ©

15-я серия: Дзин и дзёри

Дзину нравятся женщины в первую очередь хорошенькие, но и со следами интеллекта на лице. Как и положено мужчине без постоянного источника дохода, он обходится без семьи – благо, с борделями в Японии всё налажено.

Яой или не яой?


Данный вопрос возник под влиянием эпизода, где некий молодой человек по имени Юки романтично умирает на руках у Дзина – от его же, прошу прощения за каламбур, руки. То есть меча.

Объяснить это можно по-разному

1: Дзин в принципе не гомосексуалист, т.е. к собственному полу тотально равнодушен, а Юки – действительно близкий друг, почти как младший брат.

2-я серия: Дзин и Инуяка

В эпоху Эдо это так же нормально, как и другая версия:

2: Дзин, в силу своей сдержанности, не вешается на каждого встречного, но Юкимару был для него больше, чем просто однокашником по додзё.

17-я серия: Дзин и Юкимару

Муген подозревал его в «этой» склонности, но Дзин производит впечатление «яойного персонажа» лишь на фоне этого сексуально озабоченного дикаря.

Впрочем, нельзя отрицать стилизацию, некий «закос» под героя яойных псевдосамурайских историй – намёк, которым не преминули воспользоваться додзинщики и прочие слэшеры-фантазёры.
© Russell D. Jones

ХАРАКТЕР


Дзин в опенинге

Нордический, интроверт
Не тормоз: просто очень спокойный и молчаливый. И хорошо воспитан.
Правда, порой кажется чересчур сдержанным и церемонным.

ОРУЖИЕ И БОЕВОЙ СТИЛЬ


оружие Дзина

Катана


Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95-120 см. Сам клинок около 70 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (больше 60 см). Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трёх см, толщина спинки – 5 мм, само лезвие затачивалось до остроты бритвы. Рукоять обтягивают кожей ската или другим материалом, чтобы она не скользила в руках.
Хамон – линия закалки лезвия у катаны. Различается несколько десятков типов хамонов; обычно выглядит как волны на режущей кромке.
Вес катаны 1-1,5 кг.

Самые древние катаны, сделанные мастером, также, как и ножны для катаны, украшались орнаментом и передавались из поколения в поколения как семейная реликвия. Особенно ценятся катаны, на которых есть Мэи – клеймо с именем известного мастера и годом изготовления.

Японские мечи хранили на специальной подставке – Катанакакэ.
© «Википедия»

Вакидзаси


Вакидзаси — короткий японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка – от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, затыкая за пояс лезвием вверх.
Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия (нику) вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ — двухъярусной деревянной подставке. Вакидзаси всегда носился при себе, служа личным оружием самурая. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали вакидзаси в бою как второе оружие – для нанесения неожиданного удара. Катана при этом удерживалась в главной руке и служила основным оружием.

Также вакидзаси использовался для совершения ритуального самоубийства (сэппуку) – если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал кусунгобу – и для мелких повседневных дел.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.
катана и вакидзаси Дзина

© «Википедия»

Мудзюсин Кендзюцу


Название школы боевого искусства «Мудзюсин Кендзюцу» означает провидческий (построенный на предчувствии) или инстинктивный метод боя мечом, и иногда переводится как «меч не пребывающего ума» или «бессознательный меч».
© Neko-san’s «Guide to Characters» – Amalgam Fansite

«Меч Не Пребывающего Ума» (Мудзюсин-кэн) – эта фраза заимствована из Вамалакирти-сутры буддизма Махаяны и особенно часто употребляется дзен-буддистами. В Вамалакирти-сутре описывается конечный источник всех вещей как «непребывающее».

Как пишет второй наставник школы ученик Сэкиуна Одариги Итиун, «не пребывающее» или «нигде не имеющее место пребывания» означает, что этот источник всегда вне человеческого понимания, вне категорий времени и пространства. Поскольку это выходит за пределы относительного, это называют «не имеющим дома, не имеющим места пребывания», т.е. тем, к чему не приложимы никакие определения.

Так и меч, которым пользуется человек этой школы, не имеет определённой формы, т.е. его пространственные характеристики неописуемы. Встречаясь с противником, фехтовальщик этой школы владеет не простым мечом, а мечом без формы. В результате противник не может уследить за этим мечом. Где начало и где конец этого меча? Противник не может понять, как движется такой меч, а, следовательно, и как от него защищаться. Пока он решит, что же делать, - такой меч непременно поразит раздумывающего. Противник даже не сможет опомниться, не сообразит, что же произошло, как это получилось, ибо как только он встретился с таким «мечом не пребывания», он потеряет голову.
© Айкибудзюцу: «Психология фехтования»

Боевой стиль


Являясь символом власти и объектом восхищения, катана вместе с тем была грозным оружием в руках человека, который зависел от него целиком и полностью отождествлял себя самого себя со своим оружием. Изучение искусства владения мечом кенджитсу (Kenjutsu), считалось задачей первостепенной важности.

В Японии никогда не признавали, что возможности фехтования на катане исчерпаны полностью. В каждую эпоху появлялись личности, посвящавшие свои жизни достижению новых вершин в искусстве владения мечом. Многие из них изобретали свои собственные системы, которые получали отдельные названия и отличались одна от другой такими нюансами, которые были известны только основателями этих систем и их ближайшим ученикам.

Принято считать, что к окончанию периода Токугава, после продолжительной диктатуры клана, на территории Японии активно действовало более двухсот школ кенджитсу.

Несмотря на политику строгой секретности, проводимую различными учителями, методы и техники, практиковавшиеся в каждой из школ кенджитсу, обычно испытывали влияние методов и техник, практиковавшихся в других школах (и в свою очередь сами влияли на них).

Непрекращавшиеся усилия сотен мастеров выявить и усовершенствовать новые направления во владении мечом породили особенность, сохранившуюся до наших времён: человек, изучивший в школе своего учителя один стиль обращения с мечом, задавался целью освоить все остальные и отправлялся для этого в путешествие по провинциям, фехтуя везде, где ему встречался соперник, и в случае поражения становился учеником победителя.
© А. Вестбрук О. Ратти «Секреты самураев: Боевые искусства феодальной Японии»

КОСТЮМ


одежда Дзина

Одежда – классическая самурайская: ги синего цвета, дзеба хакама, дзори и амигаса.

Ги


Ги – это нечто вроде рубашки, надеваемое вместе с хакама. Только, разумеется, без пуговиц. Очень длинная, почти до колена (по длине прорезей хакама).
Интересная особенность японской одежды — отсутствие карманов в европейском их понимании. Однако в рукавах ги (и в женском кимоно тоже) обязательно делали очень широкий подворот ткани и часть его не зашивали. Поэтому рукава служили своеобразными карманами (что герои сериала и демонстрируют периодически). Схожие карманы были и за пазухой.

У ги были очень широкие рукава, поэтому частенько руки втягивали внутрь, так что рукава оставались свободно болтаться. Скажем, у Куросавы в фильме «Телохранитель» главный герой любит принимать такую позу. Дзин редко так делает, однако на заставке в конце серий он стоит именно так.

На ги было принято изображать мон: на спине, на рукавах и на обеих сторонах груди (т.е. в целом пять раз). У самураев незнатных мон обычно означал принадлежность к клану (у знатных тоже, только они этим самым кланом и были). У ронинов, скорее всего, мон был родовой.
© Tenar

Хакама


Хакама – это юбка-штаны, часть традиционной самурайской одежды.

Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, кустарника и т.п.. Например ковбоями на Диком Западе для этого использовалась кожа, но в Японии достать кожу было сложно и дорого, поэтому с той же целью использовались хакамы из плотной ткани. После того как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакамы, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в битве давало преимущество, так как скрывало движения ног.
Всего существовало четыре вида хакамы:
1. Хакама с двумя штанинами используемая ныне в боевых искусствах – дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакамы в основном самураи.
2. Для случаев, когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия хакамы, прикрывавшая ноги не полностью, подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.
3. Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.
4. И последняя разновидность хакамы – полная противоположность второму типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, одеваемая на аудиенции к Сёгуну или Императору. Она имела длину 3 - 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того что бы просто облачиться в неё, требовалась помощь, по крайней мере, одного человека.

У хакамы 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение:
Значение, данное Морихэем Уэсибой (см. Мицуги Саотомэ «Принципы Айкидо»):
1. ДЗИН (доброжелательность)
2. ГИ (честность, справедливость)
3. РЭЙ (вежливость, этикет)
4. ТИ (мудрость)
5. СИН (искренность)
6. ТЮ (верность, преданность)
7. КО (почитание старших или благочестие)

Вторая, довольно распространённая трактовка (с сайта AikidoFAQ):
1. ЮКИ (храбрость, доблесть, мужество)
2. ДЗИН (гуманность, милосердие, доброжелательность)
3. ГИ (честность, справедливость)
4. РЭЙ (вежливость, этикет)
5. МАКОТО (искренность, честность)
6. ТЮГИ (верность, преданность)
7. МЭЙЁ (честь, достоинство, репутация)
© Айкидо в МАИ

Дзори


дзори Дзина

Дзори – плетеная обувь из рисовой соломки. Появилась в Японии (по некоторым данным) в 8-м веке (заимствована из Китая). В отличие от варадзи – без ремешков, обхватывающих лодыжку.
Дзори – это несколько усовершенствованный вариант варадзи, т.к. делались они отдельно на правую и на левую ногу, а также имели утолщение на пятке (типа супинатора). На ноге держались двумя ремешками, проходившими между большим и вторым пальцами. Дзори носили обычно вместе с таби
Таби – носки с отделением для большого пальца. Изготавливаются из белого плотного материала, застегиваются на крючки вдоль щиколотки.
© Tenar + «Япония сегодня»

Амигаса


Шляпа Дзина называется амигаса. Такие шляпы носили обычно ронины или самураи, стремившиеся оставаться неузнанными, потому что она скрывает лицо (а в передней части есть небольшое плетеное окошечко).
© Tenar

Прическа


Прическа (а точнее, ее отсутствие).
Собственно, прическа была одним из основных показателей социального положения человека. Типичная прическа самурая – сакаяки (с выбритым лбом). С некоторыми вариациями она существовала несколько столетий. Однако ронины не делали сакаяки и отпускали длинные волосы. Изначально это являлось как бы внешним показателем отсутствия у воина господина.
© Tenar

Дзюдзю


У Дзина на правом запястье есть фенечка, похожая на браслет, из синих бусинок, и на щиколотке левой ноги такая же.
Это дзюдзю – буддийские четки. Они могли быть очень разными по форме и по предназначению.

Длинные назывались нэндзю, и носили их в основном монахи: чем больше бусинок, тем дальше монах продвинулся по пути постижения Будды. Среди не-монахов больше всего были распространены дзюдзю именно в форме браслета. Хотя чаще всего на этом браслете была еще такая веревочная висюлька, но у Дзина её нет (всякие висюльки только мешали бы).

Носили дзюдзю по разным поводам: в основном для медитации, но и для выражения почтения Будде или покойным предкам. В общем и целом, они были внешним свидетельством того, что человек пытается достигнуть мира с самим собой (в том числе и посредством буддизма).

дзюдзю

IRC_Fansubber с «The Cast of Samurai Champloo» – Amalgam Fansite, наоборот, более длинные чётки-ожерелья называет дзюдзу (jiu-dsu), или сокращённо, дзюзу (juzu), а те, что в виде браслета или небольших чёток, нэндзю.

СИМВОЛЫ и ЗНАКИ:


Дзин и рыбы из опенинга

Рыба


Рыба, в том числе и карп, появляется в опенинге вместе с Дзином. Это не случайно: как пишет Tenar, в Японии к рыбам относятся иначе, чем в России.
У нас с рыбами ассоциируется что-то холодное и скользкое. Ну, и молчаливое, но не от характера, а от какой-то внутренней дефектности. ^_^ В Японии карп – символ самурайства.

Считается, что истинный самурай во многом похож на эту рыбу, потому что она, во-первых, плывет против течения, а во-вторых, стоически спокойно ведет себя на разделочном столе.

Карпы также выступают в качестве символа праздника мальчиков.

Как видно из некоторых эпизодов, Дзин прекрасно плавает, хотя с рыболовством у него несколько туговато.

Очки


Дзин в очках

Это не потому что «зрение слабое». По замечанию Tenar, очки у Дзина – это символ отгороженности от мира, своеобразной прозрачной стены.
Поэтому в финале он уже без них – незачем больше отгораживаться.

Но как замечает Verbnic, судя по этому скрину, очки все-таки настоящие (обратите внимание на левое ухо и его «деформацию» в линзе):

очки Дзина

Мон


Дзин в финальном эндинге

Стоит обратить внимание на то, как Дзин одет в самом последнем эпизоде, во время расставания, и на финальных кадрах. Своей ненаглядной катаной он пожертвовал, так что, вероятно, в ножнах только обломок меча: новый взять негде, да и не возьмет он первое попавшееся.
На нем новое ги, на котором нет родового мона. Можно, конечно, предположить, что старое восстановлению не подлежало (хотя Мугену всё-таки зашили одежку), или что мон нарисовать было нечем (тоже сомнительно). Но вероятнее всё-таки то, что Дзину это больше не нужно.
Ввиду того, что значил клан Такеда и что олицетворял его ярчайший представитель Такеда Синген, отказ Дзина от фамильного мона кажется весьма символичным.
© Tenar

ДЗИН КАК СИМВОЛ


Дзин с рыбами в опенинге

Версий много, и каждая по-своему верна.

Дзина невозможно воспринимать отдельно от Мугена. Знакомая картина, описанная ещё у классика:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень ©

Сообразно классическому принципу контрастов, все особенности внешности, характера, мировоззрения одного оттеняются отличительными признаками другого.

«The Cast of Samurai Champloo» – Amalgam Fansite перечисляет:

«Вода и огонь, прошлое и будущее, традиции и новаторство, лаконичность и расточительность, контроль и хаос. Даже простой визуальный элемент – голубая полоса на запястье каждого из них – противопоставлена настолько, насколько это возможно: буддийские чётки-браслет Дзина и татуировки - клеймо преступника Мугена».

1-я серия, видения Мугена: Дзин в фуро

Хватает доказательств, согласно которым Дзин символизирует именно воду.
На странице «Википедии», посвящённой «Samurai Champloo», в подтверждение этому выделяют следующие визуальные метафоры:
– В опенинге Дзин появляется на фоне рыб.
– Он одет в синее ги.
– В первой серии, когда горела чайная, Мугену привиделось, что голый Дзин моется в бочке-фуро.
– В 11-й серии Дзин встречает Сино, когда та собирается покончить с собой, прыгнув в канал. В той же серии она учит его жарить угрей.
Эта серия в первую очередь посвящена Дзину – и почти всю серию льёт дождь
– Два раза, когда Дзин был близок к смерти и почти проиграл бой с Сарой (в 20-й серии) и Карией Кагетоки (в 25-й), он падал в воду.
Но не тонул, как некоторые! В 16-й серии после встречи с Юки он спокойно прыгает в водопад, словно знает, что водная стихия благоволит к нему.
– В 21-й серии Дзин прошёл курс «Путь Воды» под руководством старика, который мог быть (или не мог) Мусаси Миямото.
Этот курс также можно назвать «Путь воды и рыбы»
© Russell D. Jones)

Дзин - Муген - Фуу


Фуу - это земля, Муген - огонь, а Дзин - вода.
В песне опенинга есть строчка:

«...no less, walk on earth, water, and fire. The elements compose a magnum opus, my modus operandi is amalgam»...

И если иметь в виду взаимодействие разных элементов, можно сделать вывод, что эти слова относятся к Фуу, Мугену и Дзину соответственно.
© «Википедия»

Не меньшего внимания заслуживает точка зрения Rhea с «SUN UP, SUN DOWN»:

«Неугомонный и вульгарный Муген олицетворяет будущее Японии, в то время как Дзин - её прошлое.
"Будущее" знает о своём значительном наследстве и традициях, которые окружают его, но ему нет до этого дела, для него в этом нет никакого смысла.
И поэтому, например, Муген с такой лёгкостью отдаёт катану Дзина, чтобы пройти на обжиральный конкурс в 6-й серии - Муген так и не понял, как безответственно он обращается с "душой" Дзина. Мугену было просто наплевать...
Этим и объясняется их противостояние».

последние кадры опенинга: Дзин и Муген

Почему они не смогли сразу победить друг друга?
Возможно, дело в том, что боевые стили Дзина и Мугена идентичны: Дзина учили «отключать» разум и действовать инстинктивно, предчувствуя каждый удар противника, а Муген «своим умом», вернее, «не умом» дошёл до такого же состояния, и бился на инстинктах по причине того, что учиться было не у кого. А корни всего этого - в сатори-просветлении и других дзэенских хитростях.
Т.е. теоретически их бой мог длиться бесконечно: у обоих в бою был «не-ум», опустошённое сознание с опорой на изначальные инстинкты.

Можно продолжить: подобная трактовка является дополнительным смысловым уровнем всего сериала.

Их противостояние, примирение, терпеливые попытки ужиться, и всё, что за этим последовало - непростая проблема сосуществования старой и новой Японии. А неоднозначное решение - ответ Ватанабэ.
Да, они не поубивали друг друга.
Нет, они всё равно не могут быть вместе.
Но они стали друзьями - влияние Фуу?
© Russell D. Jones

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТОТИПЫ


Вишез

Есть версия, что Дзин близок к Вишезу из «Cowboy Bebop», но лишь в том случае, если признать, что Муген похож на Спайка.

Вишез и Спайк

Также напоминает героев Куросавы – ронин, который высоко ставит кодекс самурая, но готов ради порции риса сопровождать девушку незнатного происхождения.




<< Предыдущая порция
Следующая порция >>
< Справочник-путеводитель >